Как выбрать правильную тормозную жидкость
Содержание
Тормозная жидкость
Тормозная жидкость важна для смазки трущихся элементов при торможении автомобиля. Защищает от задымления с возгоранием и увеличивает срок службы всей системы. Современные тормозные жидкости отличаются по составу и наполнителям. Поэтому перед выбором требуется изучить особенности и свойства каждой продукции.
Характеристики тормозной жидкости
Для определения базовых свойств и качества продукции рассматриваются следующие параметры:
-
Вязкость. От этого показателя зависит скорость распространения жидкости по магистрали тормозной системы (чем быстрее, тем эффективнее работа тормозов).
-
Температура замерзания. Значение, ниже которого жидкость начинает загустевать и терять прежнюю текучесть.
-
Температура закипания. Значение, при превышении которого жидкость начинает испаряться.
-
Антикоррозийные свойства. Обеспечивают защиту металлических поверхностей тормозов от окисления.
-
Антифрикционные свойства. Смягчают трение и снижают коэффициент трения поверхностей активных элементов тормозов.
Сразу напрашивается вывод — чем выше показатели, тем лучше жидкость. В теории верно, но на практике не стоит придерживаться этой логики:
-
Наилучшая жидкость всегда будет самой дорогой и не окупится. Затраты на самую тормозную жидкость попросту превышают экономическую выгоду от снижения частоты замены и сохранности колодок.
-
Не все типы тормозной жидкости подходят. Некоторые присадки попросту не истираются при нечастом торможении и не проявляют своих свойств.
Ввиду этих факторов нужно выбирать продукцию для тормозов исходя из режима эксплуатации автомобиля.
Для чего нужна тормозная жидкость
Основная задача — защита тормозной системы и поддержание эффективности торможения. В частности, качественная жидкость предотвращает задымление от сильного трения и увеличивает ресурс колодок.
Типы тормозной жидкости
Современная продукция выпускается на основе гликолей (многоатомные спирты). Но свойств базы недостаточно, чтобы жидкость оставалась эффективной в любых климатических условиях и независимо от характера эксплуатации ТС. Поэтому в состав добавляются специальные присадки, которые в момент торможения истираются и придают жидкости дополнительные качества.
Универсальных присадок не существует. Использование частиц разных свойств в большом объеме ухудшает текучесть жидкости и повышает цену конечной продукции. Поэтому выпускается несколько типов тормозной жидкости, и в каждой конкретные наполнители с определенными свойствами.
В качестве классификации используется американский стандарт DOT, признанный по всему миру. Можно встретить и иную маркировку, но она обязательно будет соответствовать базовому стандарту (например, Type 3 или РОСДОТ 4.1).
Тормозные жидкости DOT 1 и DOT 2
Устаревшие жидкости на основе касторового масла. Использовались в тормозных системах прошлого поколения, сегодня не выпускаются.
Тормозная жидкость DOT 3
Самая простая жидкость по составу и технологии производства. Выпускается на основе гликолей, у которых высокая гигроскопичность (впитывание влаги).
Со временем в составе накапливается влага от атмосферных осадков, что снижает температуру замерзания и закипания. Поэтому жидкость типа DOT 3 не подходит для холодных регионов и требует частой замены. Но продукция вполне пригодна в качестве временного варианта или при нечастом использовании авто.
Тормозная жидкость DOT 4
По составу напоминает ДОТ 3, но в дополнение содержит борную кислоту. Она снижает гигроскопичность и температуру кипения. Эти свойства придают жидкости важное преимущество — возможность частого использования тормозов.
У тормозной жидкости DOT 4 есть недостаток по отношению DOT 3. Из-за присутствия в составе борной кислоты замерзание наступает при более высокой температуре. Также это начальный тип продукции, в которой присутствуют современные присадки.
Тормозная жидкость DOT 4 Class 6
Улучшенная версия тормозной жидкости типа ДОТ 4 с морозостойкими свойствами. Выпускается специально для эксплуатации в холодных районах. Повышенную стойкость обеспечивают присадки, состав совпадает с базовой жидкостью типа ДОТ 4.
Встречается также неофициальная коммерческая маркировка DOT 4.1, DOT 4.6, DOT 6, DOT 4 Pro. Это все тормозная жидкость типа DOT 4 class 6.
Тормозная жидкость DOT 5.1
Существенно улучшенная версия ДОТ 4 и ДОТ 4.6. Обладает высокой текучестью, морозостойкостью и не закипает. Универсальная тормозная жидкость, которую можно использовать круглогодично в любом регионе.
Хотя качества ДОТ 5.1 и продвинутые, они не сильно превышают характеристики иных типов (например, температура кипения составляет +252 °C против +230 °C у ДОТ 3). Эффективность жидкости достигается большим числом присадок. Из-за усложнения технологии производства является самой дорогой продукцией для частного использования.
Затраты на тормозную жидкость DOT 5.1 полностью окупаются высокой защитой тормозов и редкой заменой, даже при частом использовании в городских условиях.
Тормозная жидкость DOT 5
Выпускается на основе силикатов, которые не впитывают влагу. Следовательно, отсутствуют свойства гигроскопичности (главный недостаток тормозных жидкостей). Используется для профессионального автоспорта, реже при тестах тормозной системы.
Жидкость ДОТ 5 в разы дороже аналога ДОТ 5.1 сопоставимого объема, что делает ее непрактичной. Экономия на замене и увеличенном сроке службы колодок не покрывает затраты. Продукция регламентируется для спортивных автомобилей, в частном случае и для гиперкаров. Если автоконцерн не предусматривает использование DOT 5, то и в продаже ее не будет.
Выбор тормозной жидкости
К покупке нужно отнестись ответственно, т.к. от выбора зависит эффективность тормозной системы.
Первым делом рассмотреть тип продукции в зависимости от региона и частоты торможений:
-
Для холодных районов и передвижения в городе выбирается жидкость ДОТ 4.6 или 5.1. Если колодки новые и высокого качества, можно рассмотреть и ДОТ 3.
-
В теплых регионах со средним или нечастом режиме торможения можно использовать тормозную жидкость ДОТ 3 или 4.
Второй пункт — марка продукции. Ранее был большой выбор фирменной продукции от производителей с рекомендациями к конкретным автомобилям. Жидкость была эффективна за счет присадок, максимально совместимых с конкретными моделями авто. На 2024 год импорт фирменных товаров в основном приостановлен. Поэтому надежнее рассматривать продукцию универсальных производителей —Mobil1, «Лукойл» и др.
И последний пункт — объем тормозной системы. В мало- и среднелитражных автомобилях типа Volkswagen Polo или Hyundai Solaris вмещается до 1 л жидкости. В кроссоверах и внедорожниках типа Toyota Prado и BMW X3 вмещается до 1.5 л. Выгоднее приобрести 2-литровую жидкость.
Можно ли смешивать разные типы тормозной жидкости
Разные типы жидкостей на общей базе допустимо смешивать. Можно долить ДОТ 3 в ДОТ 4 или 5.1.
Но нужно учесть один нюанс:
-
у каждой тормозной жидкости своя вязкость и морозостойкость;
-
каждая продукция отличается составом и видом присадок (даже в рамках одного типа).
Следовательно, полученные на выходе свойства будут немного хуже или лучше по отношению к изначальной жидкости. Поэтому практику перемешивания стоит проводить в крайних случаях. Например, когда неизвестен тип ранее залитой жидкости или нужно немного долить, чтобы приехать в сервис для замены.
Когда нужно менять тормозную жидкость
Рекомендуемый период полной замены — 2 года. Также встречается мнение, что при нечастой езде или после консервации транспорта менять отработанную жидкость можно после 10 тыс. км. В этих случаях игнорируется важный факт — гигроскопичность, из-за которой тормозная жидкость впитывает атмосферную влагу.
В результате:
-
меняется вязкость;
-
снижается морозостойкость и температура кипения;
-
часть присадок вступает в реакцию с водой и разрушается.
Даже при простое автомобиля свойства тормозной жидкости со временем падают. Поэтому полная замена обязательна примерно каждые 2 года независимо от режима эксплуатации.
Замена тормозной жидкости
Процедура проходит со снятием колеса, поэтому рекомендуется проводить работы на яме или эстакаде.
Порядок замены тормозной жидкости:
-
Снять одно из колес.
-
Отсоединить канал магистрали.
-
Выдавить отработанную жидкость (нажатием на педаль тормоза).
-
Залить новый раствор через головной цилиндр.
-
Повторить процесс с другими колесами.
При сливе требуется обратить внимание на внешний вид отработки. Если она темная и густая — имеет место закипание или часть присадок вступала в реакцию. На этот случай после слива нужно плеснуть немного новой жидкости (30-50 гр.), чтобы удалить с канала остатки.