Top.Mail.Ru
youtube ok.ru ok.ru ok.ru pencil down email download folder point lock keyboard info left-2 right-2 bars money delivery checked menu interface close search shopping-cart vk telegram facebook Вперёд star social-media people Назад up motor arrows-1 share
ПРОИЗВОДИТЕЛИ: LIQUI MOLY Bizol Lubex MEGUIN OPET The beast DVX ReinWell RUSEFF
Ваш город:
Москва
Сервис

Автомасла в мототехнике - возможно ли?

Автомасла в мототехнике - возможно ли?

Итак, лето в самом разгаре и сезон отпусков, отдыха на природе, катания на велосипеде, роликах, самокатах в своем пике, и мотоциклом на загородных дорогах или улицах города уже никого не удивить. Правда в силу не простых климатических особенностей большинства регионов России, двухколесный транспорт все-таки уступает в популярности более комфортным и защищенным ветра, дождя и снега автомобилям. Но все-таки количество байков увеличивается, причем очень разных, от малых скутеров до огромных мастодонтов, с сотнями лошадиных сил, с литровыми объемами двигателей и стоимостью как автомобиль премиум класса. И это говорит о растущем интересе определенных потребителей к двухколесному, а иногда и 4-х колесному виду мото-транспортного средства.

На первый взгляд принципиальные внешние отличия байков и автомобилей очевидны. Но за этим видимым различием скрываются очень интересные технические особенности и решения мотомашин.

Попробуем в этом немного разобраться. Создатели различных марок мотоциклов стремятся сделать свои модели максимально компактными. И это не удивительно, а понятно и закономерно. Мотик, размером с гужевую телегу вряд ли кого-то вдохновит и порадует. Большую часть объема любого мотоцикла занимает силовой агрегат, который в большинстве своем объединяет в одном корпусе и коробку передач и сцепление. Помимо этого внутри этого сложного конструктива часто находится генератор, который снабжает зажигание и бортовую сеть транспорта электричеством. Т. е. все эти механизмы, находясь в одном картере, смазываются одним и тем же маслом, в отличие от автомобилей, где предусмотрена раздельная система смазки. И в этом одно из главных различий в конструкции двух видов силовых агрегатов авто- и мототранспорта.

Мотоциклетное масло так же появилось не просто так, не случайно от чей-то прихоти. Учёные и специалисты разрабатывали и испытывали его специально для двухколёсной техники. И в мотоцикле лучше, конечно же, использовать то, что сделано для мотоцикла. Не такая уж большая разница в стоимости, чтобы отказаться от него в пользу заметно сокращённого ресурса.

Производители авто-мототранспорта и ученые-химики, разрабатывающие смазочные, герметизирующие и прочие материалы для автоиндустрии, давно работают в тесном контакте. И многие их изделия можно рассматривать как неотъемлемые пары. Это например, анаэробные герметики и беспрокладочная сборка различных фланцевых соединений, как то передние и задние крышки блока цилиндров, корпуса клапанного механизма и другие соединения, требующие монолитной конструкции. ШРУСы и специализированная смазка для них так же рабочая пара, смазка для игольчатых подшипников и крестовины карданных передач, антифризы и все компоненты системы охлаждения, коробки передач и трансмиссионные масла.

Не обошло стороной такое совместное сотрудничество и смазки для двигателей различных типов: бензиновых, дизельных, мотоциклетных 2-х тактных и 4-х тактных, а так же моторов водного транспорта, садовой техники, бензоинструмента и т.д..



Современные моторные масла для автомобилей содержат не только пакеты присадок, улучшающие и усиливающие эксплуатационные свойства жидкостей, но и присадки для снижения механических потерь на трение внутри двигателя. Такие добавки наделяют антифрикционным эффектом. И если масло с этими присадками залить в мотор мотоцикла с сцеплением, которое работает в масляной ванне или масляном тумане, может возникнуть риск пробуксовки (проскальзывания) и преждевременного износа фрикционных дисков.

Для мотодвигателей, в которых контур системы смазки мотора отделен от КПП и сцепления, использование автомобильных масел, с некоторыми оговорками, возможно и допустимо. Но ни один мотопроизводитель и производитель масла этого не проверял и не будет.

Если у байка 4-тактный двигатель, то главным параметром масла будет вязкость, определяющая степень защиты агрегата от износа. Моторы в мотоциклах испытывают более высокие нагрузки, чем в автомобилях и поэтому смазочный материал для них не должен быть слишком жидким, чтобы не оказаться преждевременно вытесненным из пятна контакта трущейся пары. Отсюда делаем вывод, что масло по SAE 0W30 или 0W20 вряд ли лучшее решение, особенно для многоцилиндровых двигателей с вкладышами коленвала.


Особенность двухтактных моторов это смазывание узлов трения бензо-масляной смесью, которая приготавливается заранее или образуется перед впуском бензо-масло-воздушной смеси. Выполнив свою функцию, 2Т моторное масло сгорает в рабочей камере, вместе с топливом и выбрасывается в атмосферу. И тут возникает это одно из важных отличий масла для 2Т мотора очень низкая зольность. Если в 4Т агрегате масло не должно гореть в цилиндрах вместе с бензином, то в двухтактном картина совершенно противоположная - масло должно сгорать без остатка, не нанося вред экологии. Если все таки зола остаётся, то она оседает на стенках цилиндра, поршня, способствует залеганию колец, смешивается с маслом, в результате чего получается прекрасный абразив, изнашивающий мотор. А так же не исключена детонация, перегрев и калильное зажигание, особенно в двигателях с воздушным охлаждением. Именно поэтому зольность двухтактного масла в разы меньше, чем даже в самых малозольных автомобильных маслах (Low SAPS).
Кроме того, далеко не каждое четырёхтактное масло, тем более автомобильное, в принципе способно хорошо растворяться в бензине, разделяясь впоследствии на слои. А вот двухтактное масло делать это просто обязано.

Специально для масел, используемых в 2-тактных двигателях, был введен стандарт JASO M345, который регламентирует особые требования к этим смазочным жидкостям, как то нагаро- и дымообразование. Последний параметр ужесточается ежегодно, следуя за экологическими требованиями.

Необходимо понимать, что основная задача 4Т масла это долго сохранять свои эксплуатационные свойства. А вот 2Т маслу работать долго не приходится. Попадая в двигатель оно неизбежно сгорает. Поэтому у этих масел совершенно разные пакеты присадок, отличающиеся по составу. Мотоциклетный мотор, как правило работает на более высоких оборотах, в более агрессивном режиме, чем его автомобильный собрат, и это тоже предъявляет определенные требования к 2Т маслам, как и к мотомаслам в целом. Т.е. мотоциклетные масла разрабатываются специально для тех, кто любит погонять. Как пример — масло для четырёхтактных квадроциклов LIQUI MOLY Motorbike 4T Synth 10W-60 Street Race.

Из-за специфики свойств моторные масла для мотоциклов испытываются по требованиям собственных стандартов, за исключением масел, предназначенных для редких четырехтактных двигателей с сухим сцеплением.

Система стандартов American Petroleum Institute (API), которая наиболее широко применяется в международной практике, предусматривает отдельную группу классов качества для двухтактных двигателей. Из них актуальность сохранил только API TC, так как предыдущие признаны недостаточно жесткими для современных условий, а специально разработанный для лодочных моторов API TD сменен на NMMA TC-W3.

Стандарт API TC учитывает условия работы масла для мотоциклов с рабочим объемом цилиндра до 500 см3, оговаривая работоспособность при высоких температурах и нагарообразование.

Европейская классификация делит масла на классы А1, А2 (для новых мотоциклов). А3 (для подержанных), А4, А5 (для ретро мотоциклов) и классов В и С для редких дизельных мотоциклов, является устаревшей и в данный момент не используется.



Япония, как один из основных производителей мототехники, применяет собственную, более жесткую систему стандартизации: JASO (Japan Automotive Standard Organization).

В 1998 году JASO выпустила стандарт JASO T 903, который используется для масел, предназначенных для четырёхтактных двигателей мотоциклов. По стандарту JASO могут выпускаться моторные масла, аналогичные по своим качествам маслам современных категорий API, но при этом прошедшие испытания на трение в узле «мокрого» сцепления по методике JASO T 904 и гарантированно пригодные для использования в четырёхтактных двигателях мотоциклов. Текущая версия стандарта, JASO T 903:2006, принята в 2006 году.
Масло, не прошедшее сертификацию JASO, не гарантирует адекватные эксплуатационные характеристики для применения в мотоциклах с «мокрым» многодисковым сцеплением, работающем в масляной ванне.
Особо оговаривается дымность масла при сгорании: впервые понятие малодымного двухтактного масла появилось именно после принятия стандарта JASO FC. Этот класс качества остается на данный момент наиболее распространенным. Продукция соответствующая JASO FA допускается к применению исключительно на устаревших двигателях в развивающихся странах.

С ужесточением европейских экологических норм характеристики, оговариваемые стандартом JASO FC, перестали удовлетворять законодательству. Разработанная система классов ISO включала в себя основные требования JASO (так, стандарт ISO-L-EGC основан на JASO FC), но были введены дополнительные требования к чистоте двигателя и ужесточены нормы дымности.

Наиболее широко применяемые классы JASO MA-1 и MA-2, включенные в требования большинства мотопроизводителей, нормируют объем антифрикционных присадок и включают испытания, имитирующие работу «мокрого» сцепления. При этом масла JASO MA-2 должны обеспечивать более высокий коэффициент трения, чем MA-1.

Существуют и мото-трансмиссонные масла, которые используются в мотоциклах с раздельной системой смазки двигателя и коробки передач, а также в мотоциклах с карданной передачей.
Мотоциклы с сухим сцеплением и карданной передачей обычно используют гипоидное масло SAE 80W-90 (или 80W) - минеральное или синтетическое масло с противозадирными и прочими многофункциональных присадками для наиболее нагруженных передач, работающих в суровых условиях. Трансмиссионное масло для коробок передач и дифференциалов квадроциклов предназначено для сверхвысоких нагрузок, возникающих при передаче усилия с приводного вала. Основное предназначение для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей. Такое масло должно соответствовать стандартам API GL-5. Компания LIQUI MOLY разработала, испытала и сертифицировала масла данного типа. Это:

Трансмиссионное масло для КПП, оснащенных сцеплением в масляной ванне, обычно должно соответствовать SAE 10W-40 или SAE 90. Масло в данном случае помогает дискам не перегреваться и прокручиваться плавнее, защищает их от сгорания и увеличивает срок службы сцепления. Во многих трансмиссионных маслах есть специальные присадки с повышенными противоизносными свойствами, которые помогают удерживать масляную пленку на деталях сцепления, несмотря на очень высокие температуры, и улучшают работу КПП, обеспечивая плавное переключение. Популярное масло для КПП - LIQUI MOLY Motorbike Axle Oil 10W-30 ATV и Motorbike Gear Oil 80W.
Чтобы сцепление работало без сбоев, не забывайте регулярно менять масло (как того требует производитель) и следить за его уровнем.

И так, выбирая масло для своего мотолюбимца, прежде всего необходимо руководствоваться исключительно предписаниями производителя техники: наиболее подходящий тип смазочного материала указан в технической документации.

Немецкая компания LIQUI MOLY является одним из мировых лидеров в разработке и производстве моторных и трансмиссионных масел для мототехники. При этом компания так же разрабатывает и выпускает жидкости для амортизационных вилок и пропитки воздушных фильтров, а так же специальную автохимию для мотолюбителей.

Обращайтесь в фирменный магазин LIQUI MOLY, где вас встретят высококваливицированные специалисты и помогут подобрать продукты, удовлетворяющие вас и вашего мотолюбимца.

Успехов в делах! Удачи на дорогах!

05.07.2021

Читать другие статьи

Продолжить покупки
Оформить заказ
Товар успешно добавлен в закладки!
Обратный звонок